Предприниматель в первую очередь создает условия самореализации другим людям - Жанна Крючкова
Жанна Крючкова, соучредитель автомобильного холдинга «Алмаз групп» дала интервью БИЗНЕСу в офисе ее консалтинговой компании Jansen Capital Management. Госпожа Крючкова рассказала о своей работе и общественной деятельности, о том, что ее мотивирует, и о том, какую роль в обществе играет предпринимательство.
Как Вы начали заниматься бизнесом?
- Начала я работать в компании Toyota, это японский торговый дом, который только выходил на рынок. Проработала в этой компании более трех с половиной лет, и мне представилась возможность переместиться из корпоративного мира в мир предпринимателей. Я встретила своего будущего мужа, талантливого предпринимателя, который в то время начинал активно развивать автомобильный бизнес. Мы стали развивать разные направления и со временем стали собственниками дилерской сети Toyota, а позднее дилером шведской компании Scania, затем Porsche, Lexus и MAN. Так образовался автомобильный холдинг, в котором работает 450 человек. Основная локация в Днепропетровске. Этому бизнесу уже более 20 лет.
- А с какими сложностями вы столкнулись на этом пути?
- Середина 90-х - это хаотичный рынок. Это было как покорение Америки, большое количество возможностей. Например, как мы начали со Scania работать. Мы узнали, что шведская компания проводит конкурс на представителей в регионе. В конкурсе участвовало несколько компаний. То есть появлялись возможности, и их надо было увидеть и быстро ими воспользоваться. Сейчас, мне кажется, требуется больше знаний. Тогда, понимаете, можно было немножко на характере сыграть. С моей точки зрения, тогда очень многим удалось создать бизнес благодаря характеру, но если им не управлять с точки зрения теории, его можно потерять. Чем больше бизнес, тем больше он требует теоретических знаний.
- То есть то, что нужно сейчас, можно назвать бизнесом компетенции?
- Я бы сказала да. Если мы говорим о долгосрочном функционировании бизнеса, то оно позволяет перейти от дела, полностью зависящего от личности предпринимателя, к бизнесу, функционирующему вне зависимости от того, как близко находится собственник.
- Как удается управлять большим коллективом?
- Если мы говорим об автомобильных компаниях, то есть практики, которые передают западные партнеры. Наша задача хорошо знакомить с ними и внедрять их на местах. У нас в компании люди работают долго, если не с начала, то более десяти лет. То есть, текучки нет, особенно это касается директоров. Человек приходил на позицию консультанта, проработав в компании продолжительное время, становился директором. У нас люди растут вместе с компанией. Они получали образование, работая в компании, и развивались.
- В ходе развития, какие качества вы воспитывали в себе?
- Быть спокойнее. Потому что если у тебя есть задатки предпринимателя, тебе может быть свойственно принимать быстрые решения, а быстрые – не всегда правильные. Иногда нужно остановиться и подумать. Предприниматели часто переоценивают интуицию и из-за этого часто допускают ошибки. Надо и аналитикой не пренебрегать, и исследованиями. Сразу оговорюсь, что я за интуицию. Это неосознанная компетентность. Иногда вполне уместно действовать по интуиции, действовать «лениво», не включая мозги. Однако если так поступать во всех ситуациях, то это неизбежно приведет к провалу.
- А сколько часов у вас занимает работа?
- Не менее восьми, часто даже больше. Это связано с тем, что я люблю работу как таковую. Я работала с 22 лет практически без перерывов, и я не знаю, что это такое – не работать. Но если раньше я двигалась по целям, когда точно знаешь, чего хочешь, и идешь к этому, то в последнее время вдохновляет сама среда. То есть я вижу удовольствие в работе, меня вдохновляет сам процесс.
- Что служит мотивацией?
- Жажда нового интеллектуального опыта. Мераб Мамардашвили считал, что человек – это не факт, человек – это акт. Человек все время развивается. В моем понимании предприниматель – это человек, который является производителем «топлива», то есть создает условия для самореализации других людей, а эта самореализация – двигатель прогресса. Сейчас очень много говорят об обществе. Мне кажется, что самые лучшие люди в обществе – это предприниматели (смеется). Они запускают энергию других людей, за счет этой креативной энергии идет развитие. Вообще предприниматель это профилактика от застойных явлений, лекарь от болезней социума, его депрессий и кризисов. Если люди будут постоянно что-то создавать, то не будет застоя.
- А нынешний кризис связан с проблемами предпринимательства?
- Прежде всего, он связан с проблемами управления государством. У Акунина было такое: государство – это дерево, которому нужен садовник, а не здание, которому нужен каменщик. То есть если будет среда, то предпринимательство само разовьется. В моем понимании государство – это природное образование. В правильной иерархии, с моей точки зрении, должен быть человек над государством, а не государство над человеком.
- А чего сейчас не хватает автомобильной отрасли и предпринимательству в целом?
- Судебной реформы, чтобы предприниматели чувствовали себя защищенными, и реформы налогообложения. Я считаю, что было бы хорошо, если бы у нас был либо нулевой НДС либо его не было совсем, потому что это основная коррупционная система. Налоги должны быть максимально простыми и понятными, легко администрируемыми, чтобы никакие налоговые консультанты предпринимателю не были нужны. Сейчас много говорят о том, как вывести бизнес из тени. Я за то, чтобы сейчас был введен налог с оборота или с продажи. Я знаю многих людей, которые высказываются против налога с оборота, и при этом говорят, что во всем мире есть НДС. Но это не так: например, в Америке нет НДС. Нужно создать условия истинным предпринимателям – людям, которые создают бизнес и растят его как ребенка. Когда вводятся какие-то сложные варианты подсчетов, то за этим стоят совершенно определенные цели. Добавляю, что мы очень далеко стоим от Европы в смысле парадигмы мышления. Человек должен понимать: плачу налоги всегда и точка. Если налоги будут разумными, для предпринимательства созданы условия, то среда сама начнет выталкивать тех предпринимателей, которые их недоплачивают и дают зарплаты в конвертах.
- А чего еще не хватает украинскому бизнесу, чтобы дорасти до европейского уровня?
- Я учусь на eMBA в Швейцарии, поэтому вижу управленцев из разных стран и континентов. У нас более краткосрочное мышление, особенно эта тенденция усилилась в последнее время. Есть предприниматели, которые развивали свой бизнес как хороший фермер возделывают землю, глядя в долгосрочную перспективу, чтобы ресурсы сохранить ресурсы и через 5-10-20 лет. Но если ты не видишь перспективы, то тебе быстренько надо снять весь урожай, а дальше – все равно, что будет. За последнее время эта тенденция думать "с сегодня на сегодня" в силу политического и экономического кризиса усилилась, а об урожаях и говорить не приходится.
- Сталкивались ли вы с гендерными предубеждениями?
- Я – нет. Я с мужчинами работаю, но на себе лично такого не замечаю. Возможно, это существует на этапе вхождения, когда люди еще не знают, как ты работаешь. Вообще человек либо профессионален, либо нет. Все, кто хотят результата, будут выбирать профессиональных людей, вне зависимости от гендера. Если смотреть глубже, то у хорошего руководителя должно быть и мужское, и женское начало, потому что компания в разных ситуациях нуждается в разных стилях управления.
- А помимо работы, чему еще уделяете время?
- Прежде всего – это моя семья, муж и сын. Несколько раз в год мы отправляемся в далекие путешествия. Кроме этого, я играю в теннис. Играю больше десяти лет, иногда езжу на турниры. Помимо этого есть еще общественная деятельность в организации «Аспен». Это сообщество людей, не безразличных к процессам, происходящим в обществе. В нем 230 человек из очень разных сфер деятельности: бизнес, ученые, педагоги, политики. Нас всех объединяет желание изменить общество через реализацию собственных проектов направленных на благо общества.
- В каком направлении вы хотели бы изменить общество?
- Основным принципом в обществе должна быть любовь, основанием – порядок, целью – прогресс.
- Вы говорили о жажде нового интеллектуального опыта. Расскажите о каком-нибудь случае, когда вы понимали, что пришли к чему-то новому.
- У меня были автомобили-автомобили-автомобили, потом в какой-то момент я решила, что хватит их в моей жизни, и создала фирму, которая занимается консалтингом в сфере управления. Понимая, что надо повышать свою компетенцию, я поехала учиться в бизнес-школу в Швейцарию. Я попала на курс по стратегическому менеджменту. Я оказалась в сообществе 60-ти топ-менеджеров крупных компаний со всего мира. На курсе всего 5% женщин. И вот на третий день обучения мы обсуждаем кейс, и я понимаю, что у меня другой ответ. Я удивлена: почему до сих пор этого никто не предлагает? И я сижу и думаю: «Жанна, молчи, тебе с ними еще учиться», сижу, сижу, а потом решаю: «Я что, приехала сюда молчать?». Я встаю и говорю, что у меня другое решение. Кто-то начинает смеяться, улыбаться. Профессор подыгрывает: «Скажите, откуда Вы приехали? Из Украины? И что вы предлагаете? Повторите еще раз». Это оказался правильный ответ, и это был переломный момент. Сразу мои акции взлетели. Когда я высказалась, поднялась одна рука, другая. Оказалось, некоторые люди тоже так думали, но не решались сказать. Потом ко мне подходили сокурсники и говорили: «You are а strong man» (смеется). Хотя я сама себя так не идентифицирую.
- В своих взглядах и карьере вы ориентируетесь на каких-то конкретных людей?
- Да. Это не бизнес-человек, это Мать Тереза. Мне кажется, что это уникальный случай – создать такую организацию, которая основана на доброте. Каждое ее правило очень ложится на меня. Создать организацию, помогать людям по всему миру, мне кажется, что это лидерство, успех и результат. Еще один пример – это Нельсон Мандела, потому что после того как вышел из тюрьмы, он простил всех своих врагов. Он сказал: «Мы не будем никого преследовать», и простил тех людей, из-за которых он там оказался.
Татьяна Павленко, БИЗНЕС.
Post a Comment