Header Ads

Война и деньги: кто готов платить за риск

Последние заявления Джорджа Сороса о готовности инвестировать в Украину $1 млрд могли бы стать основой оптимизма в инвестиционном климате Украины во время войны. Однако необходимо четкое понимание того, что инвестиционные вложения в страну, находящуюся в состоянии войны, с политической и экономической нестабильностью – очень рискованное мероприятие, на которое могут пойти только большие игроки.


Призывы Сороса к Европе об инвестировании в Украину не будут иметь какого-либо продолжения, потому как при таких условиях, когда велика вероятность большой войны и фиксируется общий спад производства, западные традиционные кампании, в основе которых лежит глобальное планирование, и которые не являются игроками, готовыми все потерять, не пойдут на такие риски. Конечно, по мнению автора, все же найдутся инвесторы, которым было бы интересно вложить денежные средства в различные секторы экономики. Однако необходимо иметь четкое понимание и знание, куда вкладывать. Различные аспекты жизни страны по-разному привлекательны или непривлекательны для инвесторов.
Особенность Украины в том, что здесь было далеко не безопасно вкладывать свои средства даже в мирное время, не говоря о времени военном. Хотя последнее может дать возможность из одного доллара сделать 100 000 немного позже – когда война закончится. При этом необходимо осознавать и тот факт, что и доллар можно потерять навсегда.
Особенность Украины в том, что здесь было далеко не безопасно вкладывать свои средства даже в мирное время, не говоря о времени военном. Хотя последнее может дать возможность из одного доллара сделать 100 000 немного позже – когда война закончится
Иностранные инвесторы, живущие по определенным лекалам, рассказывая на больших форумах о привлекательности инвестирования в Украину в военный период, сами не особо торопятся свои слова превращать в дело. Украина же, в свою очередь, имплементируя в свое законодательство европейские нормы, все же пытается выглядеть в глазах мирового сообщества более привлекательной в инвестиционном плане. А поэтому избирает путь работы над изменениями в законодательство о защите прав инвесторов, так сказать: «накрасить губы перед выходом в театр». В данной связи необходимо обратиться к мировому опыту, ведь Украина – не первая страна, переживающая кризис и войну одновременно.

История знает ряд примеров иностранных инвестиций в военное время, которые принесли свои плоды, и на сегодняшний день являются весьма и весьма прибыльными. Вспомним, например, Индию или Пакистан. Очень многое зависит и от политической ситуации – правительства, которое избирает пути решения, и законодателя, который устанавливает правила работы в различных сферах деятельности.
В свое время привлечению иностранных инвестиций в Таиланд помогло принятие ряда законов, которые прозвали «горькой пилюлей». Их подвергли критике, так как они были ориентированы на помощь МВФ, а не другие источники привлечения денежных средств. Тем не менее, политика тайского правительства в то время помогла увеличить ВВП в несколько раз.  
Безусловно, иностранное инвестирование – важный аспект. И международные инвесторы будут, скорее всего, вкладывать денежные средства в оборонный комплекс, с учетом того, что сама Украина уже заявила о миллиардных заказах в этой области. Тем самым правительство, фактически, прогарантировало защиту прав инвесторов от потерь.
Иностранные инвесторы, живущие по определенным лекалам, рассказывая на больших форумах о привлекательности инвестирования в Украину в военный период, сами не особо торопятся слова превращать в дело. Украина же, в свою очередь, имплементируя в свое законодательство европейские нормы, все же пытается выглядеть в глазах мирового сообщества более привлекательной
Принятый в 2012 году закон Украины «Об институтах совместного инвестирования» в достаточной ли степени защищал права инвесторов? Пусть с изрядными сложностями, но специальные фонды акций, облигаций, денежного рынка все же стали формироваться. 
Законодательная база в данном аспекте должна была стать более удобоваримой. Это понимали все. Апрель 2015 года ознаменовался внесением ряда изменений в законы «О ценных бумагах и фондовом рынке», «Об акционерных обществах» и в Хозяйственно-процессуальный кодекс.
Эти изменения сразу прозвали «усилением защиты прав инвесторов». Так ли это на самом деле, покажет время. Однако есть ощущение, что последние действия правительства и НБУ никоим образом не сочетаются с улучшением инвестиционного климата как минимум для локального инвестора.
«Здесь будет город-сад!» – говорит парламент. «Где именно?» – спрашивает локальный инвестор. Какие отрасли максимально интересны для инвестирования резидентам или они только выводят денежные средства за пределы Украины?
Украина – страна, производство подсолнечного масла которой занимает большой процент на мировом рынке. Как и, например, яблочного сока, являющегося основой в производстве практически всех соков, кроме цитрусовых. Думаю, аграрный сектор никогда не перестанет быть инвестиционно привлекательным как для иностранного инвестора, так и инвестора локального, тем более что украинцы на земле работать умеют. Да и энергетический комплекс никогда не утратит своей актуальности – пример тому поставки угля из ЮАР, организованные крайне быстро в свете невозможности его доставки с оккупированной территории.
К сожалению, пока не слышно об инвестициях, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Все хотят заработать быстро, пользуясь ситуацией. И поможет ли миноритарным акционерам приумножить свой капитал, а тем более защитить свое право инвестора новый институт «независимых директоров», который только начнет внедряться в практику, – сейчас сказать сложно. Выбор, как и ранее, исключительно за самим инвестором.

Источник: http://forbes.ua

Немає коментарів