Уехать навсегда: выгоды бизнес-миграции для украинских компаний
Покидать привычное место ведения бизнеса всегда непросто. Ведь одно дело искать зарубежных партнеров для компании, расположенной в Украине. И совсем другое – полностью перенести бизнес в другую страну. Тем не менее, с учетом усложнившейся экономической и политической ситуации, бизнес-миграция за пределы Украины сулит немало выгод и перспектив.
В первую очередь это отсутствие бюрократической волокиты, присущей странам бывшего, а также беспроблемное инвестирование в активы внутри страны. Кроме того, за рубежом очень ценят и уважают любых инвесторов, готовых вкладывать в локальную экономику, предлагая взамен упрощенные процедуры по оформлению банковских, предпринимательских и ипотечных кредитов, всевозможные льготы (налоговые в том числе), и, конечно же, оформление вида на жительства и достаточно высокий шанс на получение гражданства спустя 5-10 лет.
За и против
Принимая решение о переезде для постоянного жительства в другую страну и переносе туда своего бизнеса, его собственник должен ответить для себя на несколько ключевых вопросов, которые позволят сделать процесс миграции максимально безболезненным.
Традиционная Старая Европа (Австрия, Швейцария, Португалия и Нидерланды) в последнее время взяла четкий курс на антиофшоризацию, а также борьбу с конфиденциальностью владения капиталом, что может создавать владельцу компании и его бизнесу определенный дискомфорт в части контроля отчетности, валютного надзора, банковских операций
Например, каков экономический и инвестиционный климат выбранной юрисдикции? Какие преимущества он даст бизнесу и обеспечит ли легкость его ведения? Как устроен механизм владения активами в конкретной стране? Какова налоговая нагрузка и налоговые последствия, требования к отчетности и структуре владения бизнесом? А также на вопросы, касающиеся банковского обслуживания, оформления вида на жительство и гражданства.
И хотя количество регионов, которые вполне могут подойти для бизнес-миграции, достаточно велико, все они имеют свои особенности.
Например, традиционная Старая Европа (Австрия, Швейцария, Португалия и Нидерланды) в последнее время взяла четкий курс на антиофшоризацию, а также борьбу с конфиденциальностью владения капиталом, что может создавать владельцу компании и его бизнесу определенный дискомфорт в части контроля отчетности, валютного надзора, банковских операций.
Страны Карибского бассейна (Антигуа и Барбуда, Сент-Китс и Невис) более лояльны ко вновь прибывшим бизнесменам. В большинстве случаев требования по аудиту, отчетности и прочим обязующим более чем лояльные (в Доминике, Арубе, на Британских Виргинских Островах). Либо и вовсе отсутствуют.
Страны Прибалтийского бассейна удобны относительной близостью к Украине, свободным хождением русского языка, что облегчает адаптацию, а также упрощенными процедурами получения гражданства. В частности, в Латвии гражданство выдается через 10 лет и без необходимости постоянного пребывания в стране, а вид на жительство дает право на свободное перемещение по территории Шенгена.
Быстрорастущие экономики Азии (Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Китай и ОАЭ) тоже активно привлекают инвесторов, создавая для них и их бизнеса достаточно «тепличные» условия работы, зачастую не ограничивая в видах и направлениях деятельности, а также предлагая облегченные процедуры регистрации компаний и различные преференции по уплате налогов. Например, если тайваньская компания ведет деятельность за пределами страны, но с полученной прибыли уплатила налоги, то сумма учитывается при расчете налога, подлежащего уплате в Тайване. А в Южной Корее очень развит механизм предоставления денежных грантов и поддержки локального бизнеса в целом.
Свой среди чужих
Бизнес-миграция является как поводом, так и способом получения гражданства в стране переезда. При этом разделяют два этапа: вид на жительство, который в большинстве стран дает широкие возможности иммигранту, но, вместе с тем, накладывает определенные ограничения, а также постоянное место жительства, которое в итоге может быть конвертировано в гражданство.
Предоставляют гражданство в обмен на инвестиции (необходимая сумма – от $250 000 как вложение в фонд диверсификации сахарной промышленности или от $400 000 при покупке недвижимости) и острова Федерации Сент Китс и Невис. В данном случае большое преимущество для инвестора в том, что паспорт этого государства позволяет жить и строить бизнес практически на всех островах Карибского бассейна. А это боле 15 стран
При этом слухи о том, что получение ПМЖ в других странах (особенно консервативно настроенных европейских) сопряжено для украинцев с большими сложностями – не более чем миф. Так, в Болгарии можно получить гражданство уже спустя 5 лет проживания, в Великобритании – через 6 лет, в Италии – через 10 лет, а в Доминике практически сразу.
Существует два основных способа для успешного оформления долгосрочного или постоянного проживания в стране ведения бизнеса. Первый – инвестирование в экономику, второй – покупка недвижимости.
Например, инвестиция в экономику Германии в сумме более 250 000 евро и создание пяти рабочих мест позволяет получить вид на жительство за три года. Важно создать бизнес, в котором «нуждается» страна на данный момент. Инвестор, вложивший в экономику Великобритании страны несколько миллионов, получает временный вид на жительство, а в будущем может претендовать на гражданство. Сроки зависят от сумм вложения. Вид на жительство в Испании предоставляется тем, кто купил недвижимость на сумму от 500 000 евро или инвестировал 1 000 000 в предприятие или финансовые инструменты. В Португалии аналогичное требование, а в Латвии для оформления ВНЖ нужно потратить на приобретение недвижимости от 250 000 евро.
Подобные схемы используются и в странах Азии. Так, в Сингапуре существует программа, в рамках которой инвестор-нерезидент получает ВНЖ, а через два года – сингапурское гражданство. Для участия в ней необходимо вложить 2 500 000 сингапурских долларов в новый или существующий бизнес, либо внести эту сумму в один из фондов, которые направлены на поддержку местных компаний.
Предоставляют гражданство в обмен на инвестиции (необходимая сумма – от 250 000 долларов как вложение в фонд диверсификации сахарной промышленности или от 400 000 при покупке недвижимости) и острова Федерации Сент Китс и Невис. В данном случае большое преимущество для инвестора в том, что паспорт этого государства позволяет жить и строить бизнес практически на всех островах Карибского бассейна. А это боле 15 стран.
Правда, существуют и альтернативные способы получить право на постоянное проживание. Например, в Германии для предпринимателей и их семей без изначального знания немецкого языка существует так называемая blue card («голубая карта»). Главное требование – наличие у предпринимателя и у его супруги высшего образования, а также открытие бизнеса. Срок действия blue card – до четырех лет, после чего у заявителя есть очень высокие шансы получить постоянный вид на жительство.
Налоговое спокойствие
С точки зрения непосредственно бизнеса миграция также дает массу преимуществ. Начать хотя бы с предсказуемости и простоты налогового законодательства в большинстве развитых стран. Так, к примеру, налоговая система Кипра, невзирая на перипетии в этой стране, до сих пор считается одной из эталонных. Ставка налога на прибыль там составляет лишь 12,5%.
Для компаний, зарегистрированных в Гонконге, ставка налога на прибыль составляет 16,5%, если она получена внутри страны. И 0%, если источник прибыли за ее пределами. Система налогообложения Сингапура схожа с Гонконгом и носит территориальный принцип налогообложения
Голландия открыта практически любому бизнесу, связанному с торговлей. При этом перечень источников дохода, которые могут быть получены внутри страны и освобождены от налогов, достаточно обширный. Кроме того, в Голландии существует льготная ставка НДС в размере 0% и 6%. Фискальный контроль в Нидерландах также относительно лоялен.
Для компаний, зарегистрированных в Гонконге, ставка налога на прибыль составляет 16,5%, если она получена внутри страны. И 0%, если источник прибыли за ее пределами. Система налогообложения Сингапура схожа с Гонконгом и носит территориальный принцип налогообложения. А в Объединенных Арабских Эмиратах активно развиваются свободные экономические зоны, которые значительно облегчают условия регистрации и ведения бизнеса. Так, СЭЗ в Эмиратах предполагают 0% налога на прибыль, отсутствие торговых барьеров и квот и упрощенную политику импорта и экспорта.
Помимо налогообложения, не стоит забывать о высокой степени защиты капитала в европейских и многих других юрисдикциях. А также конфиденциальность информации о налогоплательщике и его активах. И даже невзирая на все старания руководства Евросоюза в части борьбы с банковской тайной (еще 20 марта 2014 года в Брюсселе на саммите ЕС была достигнута договоренность об автоматическом обмене информацией о любых видах доходов всех банковских клиентов, чьи счета открыты на территории ЕС), финучреждения из Европы находят способы защиты своих клиентов. В частности, используя дочерние банки за пределами Старого света (в Азии или Латинской Америке).
Смысл есть
При ближайшем рассмотрении бизнес-миграция присуща отнюдь не только украинским компаниям. Это общемировая тенденция, связанная, с одной стороны, с тенденциями глобализации, упрощения межгосударственных взаимоотношений и стирания торговых барьеров (отличный пример этому – соглашение об Ассоциации между Украиной и ЕС), а с другой – с трендами антиофшоризации и деофшоризации, которые толкают бизнес на поиск безопасных с точки зрения налогообложения, экономической и политической обстановки регионов.
И хотя перенос бизнеса в другую страну, несомненно, сопряжен с рядом сложностей, рисков, влечет за собой затраты (регистрационные сборы в некоторых странах достигают десятков тысяч долларов), это с лихвой окупается безупречным имиджем и авторитетом престижной, надежной юрисдикции, а также доступом к дешевым ресурсам для развития бизнеса, в том числе к различным льготным программам для его стимулирования.
К тому же постоянное место жительства, которое может быть сконвертировано в гражданство, обеспечивает фактически полную свободу действий. Речь о праве пользоваться финансовой конфиденциальностью и налоговыми льготами, медицинским, пенсионным и социальным обеспечением, защитой частной собственности и капитала, в том числе и личной безопасностью. В Украине подобных механизмов пока что, увы, нет, равно как и спокойствия и безопасности для бизнеса как таковой.
Post a Comment